header2

"Научить нельзя — можно научиться", - говорю я ученикам, которые приходят с просьбой научить их физике

Педагогические пузырьки или привет из глубины учительской жизни

Сообщил директору, что работаю только до конца учебного года. Вот такое принял решение. Сейчас, когда сказал директору, кажется, что нужно было это сделать года три назад.

 

Педагогические пузырьки или привет из глубины учительской жизни. 01.

 Что такое мудрость? Это нестрах перед незнанием!

"Учителем" в школьный класс я впервые зашел в 1974 году. В этом же году я закончил среднюю школу. Вот так случилось! Так и не понял - это было случайно или так должно было быть? Хорошо бы разобраться с вопросом "Случайность в школьной жизни"

Вообще получается что с пониманием (осознанием, осмыслением) в нашем учительском деле далеко не все так просто. Почему то получается с этим самым "пониманием" как то так: как только посетило понимание, то сразу встречается несовпадение реальности и теории. Начну разговор с удивлений.

Первое удивление с которым встретился в "Учительском облике" - это "сам понял что сказал?"

Не только для других я, выпускник средней школы небольшого города (этот город родной для Николая Островского, Вали Котика, Валоди Дубинина, Николая Пяскорского) неожиданно становлюсь учителем физкультуры и математики небольшой деревни. Нельзя сказать, что это глубинка ( на жд вокзале останавливался поезд Москва-Прага, школа находилась в замке графа или князя). Становлюсь классным руководителем 5 класса. И на первом же классном собрания открываю рот и удивляюсь тому, что говорю! Вдруг вспоминается такое, что и не знал. Аж дух захватывает. Конечно здорово, что вырос в таком городе, что принимал участие в строительстве памятника Николаю Островскому, знал подробности сбора средств на этот памятник. Здорово, что встречался с мамой Валентина Котика (одного из первых пионеров - Героя Советского Союза). Здорово, что ходил в походы с дядей Сашей и дедом Жорой по партизанским местам. Здорово, что сестра (молодая учительница этой школы после окончания пединститута) не только много читала, но и красочно и увлекательно рассказывала о том, что читала. Так вот. Открыл рот, говорю, не только ребята слушают раскрыв рот, но и сам себя слушаю. Говорю, слушаю, и думается: "Ну Гриша ты и здоров врать! Еще ведь до звонка на этот урок, ты ведь даже не подозревал многое о чем говоришь."

Удивление было на столько глубоким, что я даже не нашел слов, чтобы поделиться с сестрой. Я удивился себе. Я не поверил себе. Появилась необходимость почитать, изучить, познакомиться с документами.

Не успели "мурашки" разбежаться после первого удивления. Наступает новый день. Уроки математики. Ученики вроде те же и совершенно не те. Они так меняются понарошке или так происходит всегда? Но это важный вопрос пролетает незамеченным. Тут новое удивление: в то время в книжных магазинах были отделы для учителя (там можно было купить книжки с грифом "для учителя" только предъявив диплом) мне сестра купила подборку книг для учителя математики пятого класса. В этих книжках все расписано: что говорить и делать на первых и последующих минутах урока, показаны решения всех задач и примеров и т.д. Спрашиваю у сестры "Таня, а учителя сами могут и не уметь решать? могут и не читать? коль все так расписано!" Как то не очень хорошо получается - говорю о том, что не знаю, что мне не интересно, что сам не умею. Но выдаю так как будто для меня это важно, знаю или хочу знать, но уверен, что это необходимо и важно!
Но звонки звучат очень часто. Даже глубокие удивления не задерживаются, но послеудевленческий осадок накапливается. Особенно если встречается подозрение, что ученики тоже замечают что то похожее.

Это я уже потом познакомился с теорией "соленого огурца", или идеей педагогической среды, или образовательным фоном.

Но на первых порах, я, совершенно не соленный огурец, попавший в школьный рассол, начал откликаться на взаимодействия со средой. И оказалось, что самое теплое, чистое, настоящее взаимодействие получается не с учителями-колегами, не с администрацией-наставниками, не с педагогическими книгами-источниками, а с реальными учениками (человеками, личностями, людьми).

И какой радостью было для меня, уже учителя (не побоюсь этого слова), когда это удивление переросло в "учительскую важность" - не страшиться признаться тому, что ты не знаешь, не умеешь, не можешь. Признаться не себе, а ученикам. Оказалось, что в этом нет не только ничего зазорного, а даже естественность.

Года три назад стал замечать, что "ЭТО" как то исчезло из школы, класса, моего окружения. Может огурец испортился? Помнится мама и бабушка частенько перебирала и промывала бочку с огурцами. Ах какие были огурчики!

Педагогические пузырьки или привет из глубины учительской жизни. 02.

Научить нельзя, можно только научиться!

Год пролетел очень быстро. ясно, что нужно учиться. Поехал поступать в Винницкий педагогический институт. Поступил. Удивления продолжали преследовать. Одно из них (как дальнейшая жизнь показала важное для учительской жизни) - совершенное несовпадение теории и практики. На психологии говорят о типах личности, что мол это важно в нашем деле. А я сижу, примеряю на себя - я всем типам соответствую сразу! На педагогике говорят о важности правильно составленного расписания уроков в школе. Мол нужна так и этак. Но я только что из школы (даже из двух) и точно знаю, что и 25% невозможно реально сделать. Говорят, что Макаренко открыл важность - все решает коллектив, а я читаю Макаренка и вижу - все очень персонифицировано. Так вот она какая наука педагогика! Удивился. Появилось подозрение-сомнение в научности педагогики. Есть ли точки соприкосновения педагогической теории и практики? Зав кафедрой педагогики советует посмотреть в Винницкой школе№17. В которой мол и соприкасаются теория и практика. Так я попал в удивительный школьный мир. Спасибо Юре Пасихову (он в первой публикации сказал, что я сломался) пока другие фамилии называть не буду. Об этой школе нужно писать отдельно. Если в моей учительской жизни я чего то и стою, то это в основном благодаря Винницкой семнадцатой. А сейчас я говорю о удивлениях. Одно из первых удивлений (которое здорово повлияло на мое учительское кредо) - это учеба - это труд, а значит учится трудно. Во мне (студенте пединститута) как будто что то щелкнуло "АГА!". Так вот для чего учитель! Учитель облегчает трудность учения ученика. Такая позиция придала какую то устойчивость моего отношения к профессии, к теории и практике. Нужно не просто делать, а делать правильно. Удивления на некоторое время исчезли. все силы и время уходили на "деланье". Ну какое здесь удивление? Если человек делает что то с увлечением, то он многое не замечает.

НОТ (научная организация труда),  сквозь тернии к звёздам, делай как я, делай лучше меня, если не я то кто же? - на мой (конечно неправильный) взгляд "то" на чем держалась эта школа. Ну и в этом "рассоле" я становился огурцом (как мне кажется).

Так просто, кратко сказать трудно когда во мне закрались сомнения. Но сомнения появились. Нет, не удивления, а именно сомнения. Хороший вопрос "Роль сомнений в становлении учителя". Но об этом в другой раз.

Одним словом - учить. Чему учить? Это стало основой моей профессиональной жизни. Шаталов, Эрдниев, Лысенкова - ветры надувающие паруса. Корчак, Сухомлинский, Эльконин, Давыдов, Щетинин, Пиаже - потоки, практически не заметные. К чему удивляться и замечать, учить надо. Делать.

И вот, на всех парусах приплыл к очередной учительской важности: Научить нельзя, можно только научиться.

Можно сказать когда это произошло - приплыли. Харьков, "Эврика" 1986 год. Эльконин ( в курилке) глаза в глаза :"Да какие там методики и технологии. Нужно ребенка влюбить в себя." Вот это удивление!

А сегодня вхожу в класс и вижу, слышу, чувствую :"Ну, давай! Учи."А как же учить, если невозможно?

Это только так кажется все просто - рассольчик, в него огурчик. А теперь задумайтесь над вопросом - "и что в результате?"

Педагогические пузырьки или привет из глубины учительской жизни. 03.

 Наказание только вредит.

 Почему они говорят плохие слова, так себя ведут, не читают, не прислушиваются, не выполняют? Все это от безнаказанности! Поэтому должна быть система.

Что такое "педагогическая система"? Об этом наверное не стоит говорить, а вот про удивление очень хочется сказать. Так вот к чему приводят наказания и принуждения!?

Сегодня расскажу об этом удивлении.

Еще не лайнер-парусник, но уже и не лодочка я, вроде как учитель, вдруг в себе раскопал мыслю: Человеческая совесть появляется из детского страха. Честно говоря пишу со стыдом, но куда денешься от реальности. Вот с такой мыслью я плыл по безбрежному педагогическому океану. Это не мой образ. Это Симон Соловейчик. Сидим мы с ним на гальке в Сочи на берегу (поздней ночью или ранним днем не понять) моря и вдруг он и говорит:"Понимаешь! Мы только выбрались на берег того, что говорят ПЕДАГОГИКА"

Стоп. Я ведь про удивление. Так вот.

Приезжает к нам в город удивительный педагог-гуманист Волков (возможноя неправильно вспомню ФИО). И на его лекции я впервые услышал, что к детям нужно прислушиваться, что они не готовятся к жизни, а живут. Что в школе важность не что учат, а кого учат. Ну это еще куда не шло. Мало ли чего не услышишь в теории. Но с тезисом "Детей наказывать нельзя" я не мог согласиться. Ну и разошелся, ну и расходился.

Подходит ко мне зав районо (тогда еще такие были) и говорит:"Вообще то я о тебе слыхал как нормальном учителе. Ты хочешь посмотреть чем заканчиваются наказания?"

Под  Винницей есть колония строго режима (если правильно помню 81). Несколько лет до описываемых событий там был побег. Всех женщин вольнонаемных из зоны убрали. Им нужен в вечернюю школу учитель физики. Я конечно согласился. И увидел!

Не уверен, что смогу подобрать правильные слова и интонации. Об этом периоде можно много чего написать. Представьте, я днем в нормальной школе с детьми, а четыре раза в неделю в зоне с рецидивистами. В моем классе было 11 человек. 7 сидели за убийство. 2 с высшим образованием. но я не об этом. Я об удивлении - Так вот к чему приводят наказания и принуждения!?

Идешь по зоне, а она поделена на локальные зоны (рабочая, жилая, учебная, производственная) зеки обязаны стать прямо, снять головной убор, голову слегка опустить, вопросы не задавать, на заданные вопросы отвечать конкретно и односложно и у каждого бирочка с ФИО №.

Захожу утром в класс. Ученики встают прямо за партами. Представили картинку? Сейчас пишу и то мурашки бегают.

Так мне повезло. На моих уроках дети не встают в начале урока, да и вообще не позвонку. Но об этом в другом месте.

Удивление переросло в очень нормальную педагогическую проблему - можно ли учиться без наказаний и принуждений?

Так и хочется крикнуть МОЖНО! 88год, уже известная вам школа. 30 учеников. 24 медалиста. У одного Кости единственная "3" по физике, это я поставил (раба из себя выдавить тяжело, а идиота запачканного педагогической наукой тем более). На мой (конечно неправильный) взгляд так получилось в том числе и из-за того, что старались без наказаний и принуждений. В этом месте можно много интересного написать. Но я ведь про удивление.

Последние годы в школе ученики (родители и коллеги) всеми частями своего поведения говорят мне:"Без системы, без принуждения и наказания учиться нельзя!"

Когда впервые услыхал - "В нашей стране одна часть населения сидит, а вторая часть следит за первой" очень удивился, очень не хочется с этим соглашаться.

Когда еще в школе учеником писал сочинение на тему "Нужно по капле выдавливать из себя раба", то писал: "Я не раб!"

Уже три года нет ученика (или учеников) которые проверяют меня "на вшивость". Ну (чтобы понятней было) например нет ученика который демонстративно обращается ко мне Гриша и на ты.

Педагогические пузырьки или привет из глубины учительской жизни. 04.

Отметка, оценка и пр.

Мне повезло! Я достаточно быстро заметил, что школа смутно напоминает тюрьму (зону). Это было не просто удивление, а шокирующее открытие.

А к этому времени я уже чувствовал себя хорошо вооруженным в этом смысле. Отметку за урок получал каждый ученик, а иногда и несколько. Отметки ставились жестко. Хотя было небольшое "очеловечивание" - принцип три Т - талант, творчество, труд. Но об этом совершенно не хочется говорить. Хотя, надо отдать должное ученикам, ученики довольно адекватно принимали любую систему выставления отметок. Принимали их как объективную необходимость. Ну а как же еще? Учеба -это труд, а всякий труд оплачивается!

Но тут мой педагогический эсминец напоролся на риф "Амонашвили Шалва Александрович". Сижу на лекции-встрече с Шалвой Александровичем. Вдруг слышу :"Ученик в школе к старшим классам становится наркоманом." Чего, чего думаю, напрягся. "Наркоманом отметок!" Опс! Не просто мурашки забегали. Иней появился в некоторых местах.

А у меня на каждом уроке. каждый ученик, да еще сами себе и соученикам ставят. Во, блин, вляпался! Образ очевиден! Стоит ковбой посреди класса и из кольта стреляет отметками на лево и на право. А слабо без пистолета? И даже без кобуры в которой спрятан пистолет. Хорошо вспомнить как и сколько я мучался. Но об этом после.

Решил попробовать. Но я ведь уже хорошеньки измазался педагогикой. Поэтому прихожу в класс и говорю: "Давайте работать без "2"!" Многие ребята поддержали (но не все!). Затем и некоторые коллеги поддержали (далеко не все). Думается мне это сыграло огромную роль в появления того класса (писал выше) в котором из 30 учеников более 20 медалистов.

Можно ли работать без отметок? Нужно! После введения ЕГЭ я очень надеялся, что в школах откажутся от школьных отметок. Но не случилось. Поэтому я ставлю отметки и ставил. Правда своеобразно, но точно! Это был такой незначительный процесс в нашем общении учитель-ученик.

Сегодня школа склоняет ученика не просто к отметочной наркомании, а конкретно превращает ученика в шахтера по добыче отметок, баллов, грамот. И, что самое ужасное, не только ученика, но и учителя. Не оставляя практически ни каких шансов.

Конечно может быть это старость меня косит и вижу плохо, но такое мое (конечно неправильное) мнение.

Бабуся, а зачем вы эти огурцы перебираете? А для того, Грыцю, чтобы испорченный других не испортил.

Хороший вопрос:"Испорченный - это отметка или оценка?"

Помнится тётя Соня с большим удовольствием ела эти испорченные огурцы (смывала с них плесень, отрезала совсем гниль и есла). "Как ты можешь такую кислятину?" - спрашивали.

Педагогические пузырьки или привет из глубины учительской жизни. 05.

Дифференциация, отбор, селекция - деланьевида.

"Вы нас считаете тупыми. Ведь мы не из физ-мат класса!"   неожиданно сказала ученица пару десятков лет назад. На мой взгляд совершенно без оснований. Удивила! Я то думал, что я такой креативный, так правильно все делаю.

Не знаю повезло мне или нет, но 35 лет их 42, я работал в школах с физико-математическим уклоном. А это значит, что формирование ученического коллектива происходило методом отбора. Как только не отбирали мы учеников: экзамены, конкурсы, тесты, собеседования и пр. и пр. По моим (конечно неточным) наблюдениям результат всегда приблизительно одинаков был: треть - да (этим нужен такой класс), треть - нет (эти явно не тянут и не хотят), треть - все равно. Какой то закон одной трети!

Сегодня мне кажется, что выражение "как назовешь корабль так он и поплывет" описывает реальную картину поведения школьника: если - он успешно прошел отбор - это одно поведение, а не успешно - другое. Но, очевидно, это накладывает отпечаток и на поведение учителя (на мое поведение).

В начале моей профессиональной жизни специализированных школ и классов было единицы и десятки. А сегодня в нашем городе практически в каждой школе профильные классы! И практически в каждой - физико-математический! У меня и раньше возникали какие то сомнения по поводу отбора и формирования школы и класса, а сегодня мне так и хочется сказать, что это не профилизация, а профанация. И это не потому, что плохие учителя или ученики, а потому, что ТАК НЕЛЬЗЯ.

Говорят, что с возрастом мудрость наступает. У меня в этом вопросе клубок сомнений только увеличивается. Конечно нельзя всех учить одинаково, но кто кроме самого ребенка может определить, что ему нужно?

На деле получается так: если удалось создать учительский коллектив, то происходит отбор (больше напоминающий селекцию) учеников в заданных рамках. Но можно ли это назвать выбором? Какой в зоне выбор? А если выбора нет, то хочешь - не хочешь приходится делать вид. Так в школе появилось ДЕЛАНЬЕВИДА. Видно об этом говорила ученица - вы нас поделили на "умных" и "дураков", а делаете вид, что стараетесь нам помочь!

Написал и удивился! Какое то "деланьевидамысли" получилось. А вдруг после всех наших стараний и у учеников так же получается!?

А огурцы, когда солят, их как то отбирают? Или все дело в рассоле? Жаль, что бабушки и мамочки уже нет рядом чтобы выяснить это.

Педагогические пузырьки или привет из глубины учительской жизни. 06.

Домашнее задание.

 А вы могли бы работать без ДЗ? Я - да, но ученики нет!

Можно было бы и не писать о ДЗ (домашних заданиях), но не могу пройти мимо удивления - сегодня дети отказались от КДЗ (контрольные домашние задания). Попробую по порядку.

Когда я учился в школе у меня по математике был замечательный учитель Иосиф Давидович. В конце урока он всегда давал три задачи: одну практически копию той. что делали в классе, вторую немного измененную, но практически такую же, а третью повышенной сложности. Три. Не больше  не меньше! Первые две у меня не вызывали ни трудности ни интереса. Поэтому я в большинстве случаев их не писал. А вот третью я пытался делать (практически никогда не мог сделать) и у меня возникали вопросы. В начале урока учитель проходил и ставил отметки за ДЗ. Понятно, что я часто получал "2".

Не буду перечислять "ухищрения" с ДЗ которые я использовал за долгие годы учительской жизни. Большинство это делали и делают. С годами (с огорчением могу сказать, что не так быстро это понял) пришло понимание, что ДЗ должно быть полезным для каждого ученика в отдельности, а не вообще. Такое понимание превратилось в интересное открытие (не побоюсь этого слова) - КДЗ контрольное домашнее задание. Всем ученикам на неделю дается одна задача. Её развернутое решение нужно написать в специальную тетрадь. Думаю, что эти КДЗ сыграли свою роль в том, что мои ученики успешны на олимпиадах и ЕГЭ. Но вот последние два года ученики вдруг отказались от этой идеи (большинство перестали выполнять творчески, просто не выполнять или того хуже - тупо списывать).

Вот и ЭТО перестало работать, подумалось. THEEND?

А может действительно зачем корячиться над умением засолить огурцы? Сегодня можно найти готовы и на любой вкус!

Педагогические пузырьки или привет из глубины учительской жизни. 07.

Нет плохих учебников, есть плохие ученики.

Нужно как то написать (не знаю как) о моем профессиональном везении. Мне постоянно везло! Везло с учениками, учителями, людьми. Может школьное везение закончилось и поэтому решил завершить? Но об этом позже. Продолжаю "пузырики".

Кстати о пузырьках. Григорий Филимонович Пивень (мой преподаватель и куратор в Винницком пединституте) во время приема зачета, экзамена, при неудачном ответе говаривал: "Не булькай, а говори конкретно." Грубовато, но лично я ему прощал это.

Так вот. Григорий Филимонович автор одного из лучших учебников по физике для педагогических вузов. Этот учебник был популярен в восточной Европе в 60-70 годы прошлого века. И авторы этого учебника читали у меня общий курс физики!

Когда я в школе ( а во время учебы я работал в той самой семнадцатой) дошел до проблемы -"Место учебника в школьной жизни ученика" и об этом хотел говорить со всеми (естественно приставал к Г.Ф.), тогда и впервые услыхал "Нет плохих учебников, есть плохие ученики". Сказано красиво. Не могу сказать, что сразу этому удивился, но задумался.

В этих задумываниях добрался, как мне казалось, до привлекательной мысли:"Ученик может сам себе создавать свой личный учебник!" По новому заработали и УДЕ, и Опорные конспекты, и рабочие тетрадки. Миша  (так звали ученика) переехав в Израиль писал, что торговал там своей тетрадкой по физике! Казалось бы сегодня, когда есть возможность использовать для этого технику, такие "личные учебники" можно делать. Так нет! Ученики (с которыми я последние годы сталкиваюсь в классе) не поддерживают эту идею!

А мысль мне нравится - "Нет плохих книжек - есть плохие читатели!"

Педагогические пузырьки или привет из глубины учительской жизни. 08.

Педагогический опыт

Еще об удивлении!

Уже чувствуя себя профессионалом (конечно по молодости!), познакомившись с методиками и технологиями, начав овладевать педагогической идеологий. Добившись первых педагогических успехов. На высоком форуме (как бы сейчас сказали) вдруг услышал из уст  Щетинина (о встречах с Михаилом Петровичам можно говорить много, но не здесь):"В учительском деле нужно быть готовым к тому, что опыт (даже личный) не помощник учителю в сиюминутной ситуации." Конечно я цитирую не точно, а так как понял смысл. Помню как ехал с Анапы. И в дороге практически не с кем не общался. Так на меня подействовало это удивление!

Каждый учитель замечал (может не обращал внимание), что один и тот же прием, метод, задача, материал, который "сработал" в одном классе (уроке) совершенно не работает в другом классе (уроке). Даже если эти классы и уроки проходят один за другим. Периодически встречаясь с этим в своей практике я пытался понять почему так. Так и не понял!

Может в педагогике не должно быть теории, а есть только практика?  И прелесть и трагедия профессии в том, что даже личная практика, личный опыт не может быть помощником в следующем педагогическом моменте.

Вот свежее удивление немного по этому поводу:

Десятый класс. Электростатика. Первая самостоятельная работа. Конечно провалена ребятами. Только две работы более менее. Традиционно после работы прихожу в класс с моей проверкой, а ребята с домашней работой по поводу своей работы. Тетрадки раздаю перед уроком на переменке. И пытаюсь на уроке организовать обсуждение. На этот раз придумываю по другому - тетрадок не раздам, а у ученицы (которая очень старается, но никак не получается) попрошу вытянуть тетрадку и на этой работе построю урок. И что вы думаете? Ученица вытягивает из стопки тетрадь с самой лучшей работой! Ладно. Быстренько пройдя этот момент, прошу ученика (лучшей работы) вытянуть тетрадку. Он вытягивает вторую лучшую работу! 28 тетрадей. статистики посчитайте вероятность. Вот такая правда профессиональной жизни учителя.

Мама очень огорчалась, если кому то не нравился ее огурчик. Она тут же предлагала попробовать еще вот этот (хотя все огурцы были с одной бочки).

Педагогические пузырьки или привет из глубины учительской жизни. 09.

 Зачем дети ходят в школу?

Сейчас даже не могу точно вспомнить когда этот вопрос:"Зачем дети ходят в школу?" меня удивил. Не помню когда, не понимаю почему так долго он меня не удивлял, но точно помню удивление когда во мне прозвучал ответ: "Дети ходят в школу ОБЩАТЬСЯ!"

Это трудно описать, ведь все это очень ситуативно, персонально и сиюминутно, т.е здесь и теперь!

Сегодня если погуглить этот вопрос, то найдутся тонны слов и все правильные. Но "слова врут" (как любит говорить В.И. Редюхин). А вопрос правильный для учителя.

Сейчас мне кажется, что начал себя ощущать учителем с момента когда во мне прозвучал ответ -"общаться". Появились первые участники всесоюзной олимпиады по физике, появилась гитара в физкабинете и на уроках, единственный раз в жизни съездил на горные лыжи, впервые побывал за границей СССР, впервые побывал на спектакле в Питере, на встрече с академиком в Киеве. На родительских собраниях читали книги, слушали пластинки, решали задачи, знакомились с интересами детей.

Не могу сказать, что коллеги поддерживали. Но у них ведь тоже был свой ответ на этот вопрос (те у кого не было ни вопроса ни ответа не совсем коллеги)! Вот еще повод пообщаться! И общались. И получалось. И не получалось!. Но если главное в школе - общение! То это нормально. Ни хорошо, ни плохо - нормально.

Понятно почему " Гениальный Дима Зицер ставит учителей в неудобное положение. "Зачем дети должны ходить в школу?"" сегодня вызывает мягко говоря недоумение. Кто сегодня серьезно отнесется к такому ответу - "Дети ходят в школу общаться", кто решится сегодня так сказать, хоть с высокой трибуны, хоть в учительской? А кто способен это услышать?

Детей нужно учить, воспитывать, развивать, вооружать, готовить, помогать (в, лучшем случае) ...ать, ...ать, ...ать, ...ать.

Еще при жизни мамочки пытались мы сами сделать те огурчики. Даже под ее руководством не получалось. Она тоже недоумевала почему так получается! Так в чем же дело? Огурцы, рассол, или еще кое чего?

Педагогические пузырьки или привет из глубины учительской жизни. 10.

Ну и что в конце?

Сегодня последний раз был участником ЕГЭ как учитель школы. Технический специалист, так называлась моя должность.

Сегодня не удивился, скорее изумился (если так можно сказать).

На экзамене неделю назад одной девочке стало плохо уже в коридоре после сдачи документов. Оказалось у нее бываю приступы эпилепсии. Сдала работу, вышла в коридор  и все,  припадок. Девочка молодец, в минуты послабления сказала мне что у нее эпилепсия, что пройдет. Но для меня это зрелище было не из легких. Вызвали маму, все обошлось. Конечно удивились маме, которая инициировала сдачу экзамена со всеми (хотя маму и здесь можно понять).

Сегодня девочке стало плохо во время экзамена. Полежала в медпункте и пошла продолжать сдавать. Опять стало плохо. Выяснилось, что на предыдущем экзамене прервали сдачу. Медики предложили и этот экзамен прервать. Никто не понимает, что будет дальше с экзаменами. Вызвали скорую. Вызвали папу. Скорая ребенка только в больницу. Видели бы вы папу!

К чему я это пишу? Может чтобы оправдать свой уход? Разве о таком МЫ мечтали 40 лет?

В 1974 году я сдавал выпускные экзамены. Физику сдавал в 7-45. Возле школы стояли два автобуса с нашим ансамблем песни и пляски. Нужно было ехать на ответственное выступление. Директор  школы вызвала учителя физики (очень принципиального) утром. Он пришел. Она ему:"За ответ без подготовки принято добавлять баллы! Григорий - тяни. Ты на "отл." претендуешь?", спрашивает у меня. "Нет!" - говорю. Ну тогда беги в автобус, Всеволод Константинович ставит тебе "хор".

У меня до сих пор хорошее отношение к стране в которой я вырос, до сих пор я верю в людей, в добро, в любовь. Мне встречаются замечательные удивительные люди (ученики, коллеги, мужчины и женщины).

Сегодня на экзамене почему то было очень много "замученых" детей по виду. Ну прямо на грани приступа.

Как же так получилось? Эти камеры, металлоискатели, охрана, наблюдатели, комиссии?

Это МЫ 40 лет вот это строили? Офигеть!

Педагогические пузырьки или привет из глубины учительской жизни.11

Олимпиады.

Так уж случилось в моей учительской жизни, что будучи учеником я не был активным участником олимпиад. А первый призер областной олимпиады у меня как у учителя появился в 1980 году! А школу я закончил в 1974. Конечно так получилось благодаря тому, что я, обучаясь в пединституте, прикоснулся к замечательному учительскому коллективу Винницкой школы №17.

Можно сказать, что к школьным олимпиадам я имею отношение с 1976 года. Сколько всего за это время произошло! Сколько огорчений пришлось испытать за учеников, которые оказались за чертой (олимпийский принцип жесткий) хотя многим очень нужно было бы проходить дальше. Сколько сил тратилось на создание условий, чтобы как можно больше ребят стали участниками олимпиад более высокого уровня. Были времена когда с детьми на олимпиады ездили за свои деньги. Но я не об этом (хотя и об этом нужно рассказывать). Я об удивлении.

Удивительно сегодня. Огромное количество олимпиад различного уровня. Есть выбор и для учеников и для учителей. Но это на мой (конечно неправильный) взгляд никак не повлияло на количество учителей, которые плотно занимаются олимпиадами и, что самое удивительное, не увеличило (как мне кажется уменьшило) количество учеников плотно занимающихся олимпиадами. Да количество участников увеличилось в разы, да обладателей дипломов тоже увеличилось в сотни раз, но уровень (или как то по другому сказать) подготовки и настроя понизился.

Может школа тому помеха, может у меня "резкость" взгляда неправильная. Почему так? Удивительно!

Наши ребята приехали с международной олимпиады с медалями. Молодцы! А что мы знаем о их учителях? Есть ли возможность у сегодняшних школьных учителей встретиться с ними?

Back to top